вторник, 6 ноября 2012 г.

Let It Snow

Один мой знакомый каждый май перечитывает "Мастера и Маргариту". А одна моя подруга, которая любит Античность, каждый раз подгадывает так, чтобы прочитать, как Светоний описывает смерть Юлия Цезаря именно 15 марта. Одним словом, что ни говори, а есть книги, которые особенно хороши в определенное время. 

И раз начался ноябрь, и, вообще, "Зима близко!", то сегодня я хотела бы поговорить о своих любимых снежных книгах. Снежных книг (я хитро не называю их зимними, потому что иначе не смогла бы включить в этот список один из своих любимых романов) есть огромное множество, и когда я думаю о них, первыми в голову приходят святочные рассказы. Эти книги помогают принять зиму. Благодаря им начинаешь чувствовать себя уютно - это там, за окном холодно, это там, по ту сторону текста страницы индевеют, а тут тепло и приятно, самое время по примеру семьи Муми-троллей наесться сосновых иголок и ждать прихода весны. 

Еще скажу, что книги, о которых я буду говорить - это мой личный снежный список. В нем не будет "Рождественской песни в прозе" и "Щелкунчика", "Впусти меня" и "Сияния", "Санта-Хрякуса" и "Даров волхвов", например, хотя от них тоже веет холодом и имбирными печеньицами и, уверенна, для кого-то именно эти истории важнее других. Было бы здорово, если бы вы поделились книгами из своего такого списка. А я пока поделюсь своим. 

Американские боги. Нил Гейман 
Именно эта книга в этом списке кажется мне немного читерской. Это моя книга ноября. 
Она подкупает простым рецептом того, как вызвать снегопад (срабатывает, кстати, довольно часто), посоветует, какую песню петь, если вы чувствуете, что замерзаете на ходу, покажет, как превратить таяние льда в увлекательную лотерею. И даже вполне может служить руководством к действию в случаях, когда с вашей жизнью что-то совсем не так, а все окрестные мутные личности вдруг оказываются взаправдашними богами. 
Это отличный текст для любителей смотреть, как вещи вокруг оказываются совсем не тем, чем кажутся изначально. И для тех, кто любит снег, конечно. 

Смилла и её чувство снега. Питер Хег 
Кроме прочих достоинств, таких как перечисление видов снега и льда, экскурс в быт и легенды Гренландии, неплохую детективную составляющую и т.д., у книги Хега есть один отличный и чисто практический элемент. Это скандинавский роман, а все скандинавские романы отличаются крайней дотошностью. Автор опишет каждый элемент одежды героя и перечислит все купленные им в магазине продукты, но зато когда герои, спасаясь от беспощадной северной зимы, будут заваривать согревающие напитки с пряностями, какао и прочими вкусностями, нам расскажут, как именно их правильно готовить. 
Степенная история о том, что бывает, когда кто-то начинает интересоваться никому не нужным происшествием, а также о том, что в слове "снежный", всегда есть место нежности. 

Волшебная зима. Туве Янссон 
"Муми-тролли", как и цикл про Гарри Поттера - идеальные книги для того, чтобы взрослеть вместе с ними. Первые части летние и довольно детские, но чем дальше, тем больше и печальней выглядит окружающий мир, а рядом с беззаботной семьмей Муми-троллей появляются не столь счастливые персонажи - и так вплоть до довольно депрессивного "В конце ноября". 
Но "Волшебная зима" находится как раз на границе детских и взрослых историй. Она о том, как это: понять, что вокруг - зима, а ты совсем один, и нет никого, кто защитил бы тебя или помог. А еще о том, что если присмотреться, то рядом всегда есть кто-то, а если хорошо покопаться в себе, может оказаться, что помогать и защищать куда забавней, чем валяться под теплым одеялом и видеть сны. 
В этом и чудесность истории Туве Янссон - зима здесь коварна и непредсказуема, но совершенно волшебна, и ничего тут не попишешь. 

О, я от призраков больна. Алан Брэдли 
Я вообще люблю цикл "Тайны Букшоу" - детективные романы, главная героиня которых, одиннадцатилетняя химик-любитель Флавия живет с семьей в разваливающемся родовом гнезде, пакостит старшим сестрам и на досуге раскрывает загадочные преступления. 
Но четвертая часть цикла особенно, по-зимнему, хороша. В ней есть все, что надо для того, чтобы прочувствовать очарование холода: дом, отрезанный от мира снежными завалами, неуловимый Дед Мороз, семейные тайны, аматорские спектакли, убийство в закрытой комнате и, кроме прочего, картинная галерея, залитая водой и превращенная в крытый каток. 
Это как раз та книга, которую хочется назвать по-английски добротной и по-зимнему уютной. 

Дневник Бриджит Джонс. Хелен Филдинг 
Это еще одна условная книга списка. Приключения горемычной Бриджит мы будем наблюдать круглый год: и в слякотную весну, и в изнуряюще жаркое лето и в непонятную осень. Но все же зима начинает и заканчивает этот цикл, и вспоминаю об этой книге я, в основном, когда дело идет к Новому году. 
Ее New Year's resolutions (отличная, кстати говоря, традиция) забавны и очень жизненны и, как кому-то может показаться, довольно приземлены - меньше пить, меньше курить, похудеть, найти парня. А забег Бриджит к целям забавен и порой непредсказуем. 
Но, как бы то ни было, Дневник - незаменимый роман для того, чтобы, прочитав его, собраться и начать действовать... или задержаться на диване еще ненадолго и перечитать вторую часть. 

Механика сердца. Матиас Мальзье 
Однажды, в самый холодный день Эдинбурга родился мальчик, сердце которого было таким слабым, что только часы с кукушкой, пришитые к нему, поддерживали его жизнь. С этого начинается написанная французским музыкантом Матиасом Мальзье сказка, полная любви, путешествий, загадок и песен. Песен, кстати говоря, в буквальном смысле - группа автора сразу вслед за книгой выпустила альбом с песнями к ней, и это один из тех случаев, когда текст и музыка не просто хорошо сочетаются, но и дополняют друг друга. 
Мы увидим и богемный Париж, и жаркую Андалузию, но именно самый холодный день в Эдинбурге, когда сердце так замерзает, что может разбиться, как льдинка, создает настроение этой сказки. 

Остаемся зимовать. Шейн Джонс 
История о городе, в котором всегда Февраль (причем Февраль - это имя собственное) вышла в 2009 году. В феврале, конечно. Первый тираж - всего пятьсот экземпляров - разлетелись мгновенно, в 2010 книгу переиздали уже по-настоящему, и она мгновенно завоевала мир. 
Это довольно странная (так и просится слово "химерная") история о людях со странными именами, которые делают странные вещи, произносят странные слова, но как только закрываешь книгу, все тут же начинает казаться простым и понятным. Люди, населяющие город на страницах книги Шейна Джонса, мало говорят, много страдают, крепко любят и обладают удивительным даром даже во время вечной зимы помнить о лете. Из всех книг моего списка именно эту я назвала бы квинтэссенцией зимы.

Текст: Катерина Корнієнко
Картинка: Darya Bogun

4 комментария:

  1. Бриджит Джонс это точно в моем списке!
    Половину списка не читала, спасибо Катик)

    ОтветитьУдалить
  2. О, спасибо за список!Будет что почитать зимой)

    http://nikascorpio.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за такой список) Надеюсь прочту все за зиму.)

    ОтветитьУдалить